Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Ц Ц Ц Изображение: Настройки Обычная версия

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Tahoma Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой

Настройка цветовой схемы:

Чёрным по белому
Белым по чёрному
Тёмно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по тёмно коричневому

Закрыть панель Вернуть стандартные настройки

Версия для слабовидящих
 
 

Проект "Чудесные насекомые" Телепкалиевой Н.В.


Актуальность темы:
Насекомые – самая многочисленная группа животных. Мы считаем, что детям всегда интересно смотреть на полет шмеля, порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать – зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка. Проект поможет узнать детям больше об этой группе животных и научить правильному отношению к ним.
 Проблема
Недостаточное знание детей о насекомых,  строении их тела, питании  и способах жизнедеятельности.
 
Тема проекта :                «Чудесные насекомые»
 
 Тип проекта :                   Познавательный
 
 Сроки проведения :      со  02.07.2014 г. по 31.07.2014 г.
 
 Возраст детей:                  5-6   лет      
 
 Участники проекта:    воспитанники, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.
 
Образовательная область:       познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
 
 Цель  проекта: Формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманного  отношения к окружающей среде и стремления проявлять заботу о сохранении природы.
 
Задачи:
1. Расширять  и систематизировать знания  детей о насекомых: бабочках, муравьях, пчёлах, жуках, местах их обитания, характерных особенностях;
2. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
3. Воспитывать бережное отношение  к природе;
4.Развивать эмоциональную отзывчивость;
5.Развивать коммуникативные навыки;
Планируемый результат:  Систематизировать представления о многообразии насекомых; расширять словарный запас; различать насекомых по внешнему виду; воспитывать бережное отношение к насекомым. 
Методы и формы работы:
- наблюдения
- беседы
- рассматривание иллюстраций
- настольные игры
- подвижные игры
- пальчиковые гимнастики
- дидактические игры
- заучивание стихотворений, пословиц.
Этапы реализации проекта:
I. Организационный:
- Накопление педагогом информации по теме проекта: проведение консультаций, изготовление информационно-справочных буклетов для детей и родителей.
- Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми, родителями.
- Подбор наглядных материалов: фото – и видео сюжетов, тематических картин и иллюстраций о насекомых луга и  их образе жизни.
- Подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительное  чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.
- Подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно- исследовательской деятельности: материалы для изготовления журналов, книжек-малышек по теме проекта; материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, глина, пластилин) и т.п.
II. Деятельный:
Проект можно начать с вопросов о том, нужны ли насекомые нам и природе? Почему дети уничтожают насекомых? Знают ли дети, какие насекомые живут рядом с нами? Знают ли дети, как насекомые зимуют? Приносят ли они пользу или вред? Где можно взять информацию по теме?
Итогом беседы, её логическим завершением станет возникновение проблемной ситуации: у детей отсутствуют знания о насекомых луга.
Обсуждая эту проблему, следует подвести детей к тому, что прежде чем планировать конкретные действия, сначала следует больше узнать о насекомых ,живущих на лугу.
III. Заключительный:
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, отмечали их роль в жизни луга. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
В качестве итогового мероприятия провели  КВН «Знатоки насекомых»
Перспективно-тематическое планирование экологического проекта Чудесные насекомые» для детей старшего дошкольного возраста.
Вид деятельности Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей Работа с родителями
Игровая Физическая культура
Художественное творчество
Музыка
Познание
Социализация
Здоровье
Дидактические игры
1 «Собери насекомое» из многоугольников;
2 «Четвёртый лишний»
3 «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе)
- Муравей сидел около….
- Божья коровка полезла по …
- Жук спрятался под…
- Муха села на…
- Гусеница сидела на…
- Муха ползла по…
4 Составление описательных загадок про насекомых.
5 «Узнай, чьё крылышко» (бабочки, стрекозы, пчелы) (употребление родительного падежа существительного).
6 «Бывает – не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций).
- Мальчик ловит бабочку. Бабочка поймала мальчика. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку.
7 «Подбери признак»: бабочка какая? – …, муравей какой? – …, пчела какая? – …
«Насекомые»
Цель: Обогатить знания детей о насекомых, закрепить их названия;
8 Кто, что умеет делать?»
Цель: Расширять и активизировать словарный запас детей.
9 «На полянке»
Цель: Уточнять и расширять словарь по теме. Закреплять понимание предлогов «на», «под».
Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
Двигательная Физическая культура
Социализация
Здоровье
- Физкультминутка «Бабочка» (дети говорят и выполняют движения).
- Физкультминутка «Кузнечики».
- Физкультминутка «Вот выходим мы на луг…»
- Физкультминутка «Божьи коровки» и т.д.
 
Познавательно – исследовательская Познание
Коммуникация
Безопасность
- Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т.д.);
- Наблюдение за насекомыми на участке детского сада;
Изготовление макета «Улей»;
Конструирование из бросового материала «Божьи коровки жучки, паучки, осы».
Конструирование из бросового материала «Паучок на паутинке»;
 
Конструирование из природного материала «Пчёлки».
 
Коммуникативная Коммуникация
 
Здоровье
- Беседы-обсуждения: «В чём польза насекомых?», «Опасные насекомые».
Беседы с детьми: «Кто такие насекомые?», «Где дом у насекомых?», «Кто, как, где спит?», «Кто живёт в подземном царстве?», «Бывают ли насекомые детёнышами?», «Насекомые в природе нашего края” и др.
Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему «Насекомые луга».
Примерные вопросы:
1. Как вы думаете, что такое луг?
2. Чем насекомые отличаются от птиц?
3. Чем похожи жук, стрекоза и бабочка?
4. Как вы считаете, насекомые полезны?
5. Если бы ты был насекомым то, каким?
 
Чтение (восприятие художественной литературы) Чтение художественной литературы - Чтение и заучивание стихов о насекомых, загадок, считалок, пословиц, чистоговорок и т.д.
-Чтение и обсуждение произведений: Н.Романовой «Что узнал дождевой червяк»; К.Чуковского «Муха-Цокотуха»; В.Сухомлинского «Пусть будет соловей и жук»; И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»; В.Драгунского «Он живой и светится» и.т.д.
- Чтение и заучивание стихов и четверостиший:
- Просмотр мультфильмов: «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчелка Майя», «Дюймовочка» и т.д.
 
Продуктивная Художественное творчество Рисование:
Рассматривание иллюстраций к книгам;
Составление вместе с детьми кроссвордов;
Игры с рисованием: «Дорисуй насекомое по образцу»;
Рисование на тему «В траве сидел кузнечик»;
Лепка:
«Божьи коровки на листике», «Улитка и стрекоза»
Аппликация:
Объемная аппликация «Бабочки».
 
Трудовая Познание
Социализация
- Беседы о трудолюбии, обсуждение о трудолюбивых ленивых насекомых.
- Помощь   взрослым в изготовлении декораций к праздникам, украшению зала.
- Посев семян цветов. Уход за цветами.
 
Музыкальная Музыка  прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А.Чайковского «Вальс цветов»  
 
 
Выводы:
В результате проведенной работы дошкольники научились сравнивать, анализировать и делать выводы. Дети понимают и осознают, насколько значимы насекомые в природе.
По итогам работы было отмечено:
Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, отмечали их роль в жизни луга.
На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
 
КВН «ЗНАТОКИ НАСЕКОМЫХ»
 Цель: закреплять знания детей о насекомых, их внешнем виде, повадках, местах обитания. Воспитывать бережное отношение к насекомым. Желание наблюдать за ними, оберегать. Любоваться и т.д. В игре развивать память, логическое мышление, речь, внимание, воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам. Воспитывать любовь к природе и родному краю.
Материал: «Пазлы»,
ХОД:
Воспитатель: Добрый день дорогие ребята и уважаемые взрослые. Я рада Вас видеть на нашем занятии. Сегодня мы с Вами проведём КВН «Знатоки насекомых». А вот знаете ли Вы насекомых, покажут ваши ответы на вопросы. Играть будут две команды. Одна команда будет называться «Бабочки», а другая «Кузнечики». У каждой команды есть капитан. Когда я буду задавать вопрос одной команде, игроки другой должны не подсказывать. У нас есть жюри и за каждый правильный ответ будет выдаваться команде флажок. Чья команда наберет больше флажков, та и победила.
Воспитатель: А сейчас предлагаю команд поприветствовать друг друга .
Приветствие капитанов команд:
«Бабочки»
Чтобы «Кузнечикам» с нами сразиться,
Нужно им очень потрудиться.
«Кузнечики»
Впереди нас ждёт успех,
«Кузнечики» умнее всех.
Воспитатель: А сейчас конкурс для капитанов команд.
«Бабочки», вопросы для Вашего капитана:
а) Пришли мужики в лес без топоров,
   Срубили избу, да без углов. (Муравьи)
б) Не зверь не птица, а нос, как спица. (Комар)
«Кузнечики», вопросы для Вашего капитана:
а) Целый день летает,
   Всем надоедает. (Муха)
б) Не моторы, а шумят,
   Не пилоты, а летят,
   Не змеи, а жалят. (Пчелы)
Воспитатель:
А сейчас разминка. Я читаю Вам отрывки из произведения «Муха-Цокотуха» К.И.Чуковского, а вы должны дополнить или закончить предложение.
Задания для команды «Кузнечики»
а) Пошла…на базар и купила самовар.
Б) Приходите…я вас чаем угощу!
В) Приходили к мухе….
Приносили ей сапожки.
Г) Приходила к Мухе
Бабушка -…
Задания для команды «Бабочки»
а) Вдруг какой-то старичок…
б) Вдруг откуда-то летит
Маленький….
В) Прибегали…
Зажигали огоньки.
Г) Эй….
Бегите по дорожке.
Воспитатель:
Сейчас, каждая команда будет загадывать соперникам загадки.
«Бабочки»
 
Суетня, беготня.
Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Себе город строит.
(Муравьи)
 
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.
(Пчела)
 
Одежды не шьёт,
Но ткань всегда ткёт.
(Паук)
 
«Кузнечики»
 
Он зелёный, попрыгучий,
Совершенно неколючий,
На лугу весь день стрекочет,
Удивить нас песней хочет.
(Кузнечик)
 
Не зверь, не птица,
Носок как спица.
Летит - пищит,
Сядет - молчит.
(Комар)
 
Над цветком порхает, пляшет
Веерком узорным машет. (Бабочка)
Физкультминутка
Мы божьи коровки (прыжки) -
Быстрые и ловкие (бег на месте)!
По травке сочной мы ползем (волнообразные движения руками),
А после в лес гулять пойдем (идем по кругу).
В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем)…
Устали ноги от ходьбы (наклоны)!
И кушать мы давно хотим (гладим животик)…
Домой скорее полетим («летим» нас свои места)!
 
 
Воспитатель:
Сейчас нужно ответить на мои вопросы:
1) Как вы думаете, есть у насекомых враги? И кто они?
2) Почему кузнечик зелёного цвета?
3) А почему муравейник коричневый?
4) Зачем нужна насекомым такая окраска?
Воспитатель:
А сейчас следующее задание. Вам нужно нарисовать запрещающий знак поведения в природе, которым мы можем пользоваться и расскажите о нём.
Воспитатель:
Выходите по 2 человека из каждой команды. Игра называется «Пазлы».
(Дети собирают из частей насекомых).
Воспитатель:
Следующая игра называется «Насекомые-животные». Перед вами картинки с животными и насекомыми. Одна команда собирает животных, другая насекомых.
Воспитатель:
Последнее задание. Вам необходимо как можно больше рассказать пословиц и поговорок о природе.
В конце КВН жюри подводит итоги. Затем награждение всех участников КВН.
После награждения дети исполняют песню «В траве сидел кузнечик».